X
 

Обслуживание котельных

Любая котельная представляет собой сложную совокупность оборудования, в нее входящего и взаимодействующего между собой. Оборудование котельной работает в тяжелых условиях высокой температуры, давления и постоянной вибрации, что не может сказываться на его состоянии. Хотя современные технологии и позволяют снизить эти негативные факторы, все же, необходимо контролировать износ оборудования и своевременно его идентифицировать и проводить ремонт или замену оборудования. А для этого требуется большой штат опытного персонала, имеющего обученности и допуски на проведение подобных работ: слесарей, сварщиков, электриков и инженеров, что может позволить себе далеко не каждая организация. Также важно знать, что обучение и аттестация для обслуживающего персонала проходит с определённой периодичностью, что также вносит дополнительные затраты. Помимо этого, для возможности технического обслуживания котельной у организации должно иметься соответствующие разрешения от надзорных органов. Поэтому, группа компаний «Теплодар» не без гордости предлагает свои услуги в области обслуживания котельных всех типов и сложности.

Техническое обслуживание котельных

Техническое обслуживание котельных заключается в поддержании работоспособности всех систем котельной установки: котлов, горелок, систем автоматики безопасности и управления котельной, систем водоподготовки, насосов и т.д. С определенной периодичностью проводится проверка сработки автоматики по значениям, указанным в карте аварийных уставок. Такие проверки автоматики проводятся не реже 1 раза в неделю.

Для разных видов котельных (в зависимости от типа теплоносителя и вида топлива) эти испытания будут проводиться на различных типах приборов автоматики безопасности и по разным значениям. Например, для паровых котельных контролируется давление пара, уровень воды в деаэраторном баке, содержание солей в воде (токопроводимость воды), содержание кислорода в воде. Для водогрейных котельных – температура и давление воды за котлом, содержание солей кальция в исходной воде и теплоносителе. Стоить отметить, что проверка качества воды для котлов объясняется явлением накипеобразования из-за нагревания поверхностей котлов. Для водогрейных котлов содержание солей жесткости должно быть не более 200 мкг-экв/л после систем химводоподготовки. Для паровых котлов в зависимости от мощности – от 20 мк экв /л до 5.

Как для объектов, использующих воспламеняющиеся и взрывоопасные вещества, на котельных также контроль сработки аварии по топливу: это давление топлива перед горелкой, а также контроль наличия пламени в топке. Для любой котельной обязателен и важен контроль концентрации угарного газа в котельной, т.к. при определённых концентрациях он взрывоопасен, а для газовых котельных добавляется контроль содержания в помещении метана (для газовых котельных). Некоторые значения (солесодержание и концентрация взрывоопасных газов) одинаковы для всех котельных, остальные – уникальны для каждого объекта и определяются наладчиками котельного оборудования.

Обслуживание котельного оборудования

Помимо проверок систем автоматики и безопасности, сервисное обслуживание котельных заключается в замене вышедшего из строя оборудования, чистке контактов электрического оборудования (например электроконтактных манометров или реле давления), промывке и чистка котлов от накипи и шлама, чистка горелок, топливных и водяных фильтров, промывка дренажей и систем слива, чистка дымовых труб, покраска трубопроводов и даже замена элементов освещения котельной. Стоимость и периодичность таких работ регламентируется мощностью котельной, ее типа и сложностью установленного оборудования и систем автоматики. В обслуживание котельного оборудования также включается поверка показывающих приборов и приборов учета: учета расхода топлива (счетчики газа, измерительные комплексы мазута или дизельного топлива), тепловой энергии и теплоносителя (механические счетчики воды и расходомеры для различных сред). Проводится поверка термометров, манометров, дифференциальных манометров, сигнализаторов загазованности и т.д. Такие меры необходимы из-за износа и потери точности измерительных приборов при контакте их чувствительных элементов с измеряемой средой, поэтому, в назначенный изготовителем срок, приборы сдаются в специальную метрологическую организацию, производящую диагностику оборудования.

Сервисное обслуживание котельных

Также, сервисное обслуживание котельных подразумевает под собой контроль технической документации, ее обновление и замену при банальной изношенности/нечитабельности материала. К такой документации относят:

  • Паспорта на установленное оборудование (котлы, горелки, приборы учета)
  • Журнал ремонта вспомогательного оборудования и трубопроводов.
  • Журнал по ведению водно-химическому режиму котельной.
  • Журнал проверки, обслуживания и ремонта оборудования систем автоматики и сигнализации.
  • Журнал противоаварийных тренировок с персоналом котельной.
  • Журнал проверки знаний персонала.
  • Инструкция по ведению персоналом водно-химического режима котельной.
  • Инструкция по эксплуатации установки водоподготовки с режимными картами.
  • Инструкция по ремонту труб поверхности нагрева котла.
  • Режимные кapты котлов.

И этот список можно продолжать и дальше, т.к. все системы котельной должны находиться под контролем и этот контроль и проводимые работы должны отражаться в журналах. Полный перечень всей нормативно-технической документации устанавливается сразу несколькими правилами, которыми регламентируются работа и эксплуатация котельной: «Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок», «Правила техники безопасности при эксплуатации теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей», «Правила устройства электроустановок» и т.д. К тому же, в правила постоянно вносятся изменения, которые необходимо притворять в жизнь уже на эксплуатируемом объекте. Невнимание к таким деталям часто оборачивается для обслуживающих организаций серьёзными санкциями: от крупного штрафа до приостановки эксплуатации объекта.

Обслуживание газовых котельных

Общие принципы обслуживания одинаковы для всех типов котельных, но некоторые нюансы, все равно, имеются. Например, в обслуживании газовых котельных большое внимание удалятся установленному на нее газовому оборудованию: горелкам, счетчикам и комплексам измерения газа, газовым регуляторам, а также периодическим чисткам фильтров и проверкам целостности газопроводов. Про фильтры газа стоит сказать отдельно, т.к. они выполняют важную функцию – предотвращают загрязнение и последующий выход из строя счетчиков. Это важно при эксплуатации котельной, т.к. газ поставляется коммерческой организацией ПАО «Газпром» и на всех газовых котельных устанавливается узел учета расхода газа (УУРГ), по которому и идет исчисление и расчет за потребление природного топлива. А для некоторых объектов, особенно, в сезон холодов за расход газа выплачиваются внушительные суммы. При выходе из строя хотя бы одного элемента узла учета расхода газа расчет производится по мощности котельной, что может быть в несколько раз выше фактического потребления газа. Поэтому, организациям зачастую выгоднее устанавливать УУРГ, чем платить за неиспользуемые мощности котельной. Наличие средств измерения потребления газа вносит еще один нюанс в обслуживание газовой котельной. Это — ежемесячное снятие показаний потребления газа котельной установкой, по которым и производится расчет с поставщиком топлива, а также ежемесячное обновление в УУРГ параметров газа, необходимых для вычисления прибором объема потребленного «голубого» топлива.

ConStyle studio. Карта сайта, Скидки от партнёров